Черкесск

Инвестиционный паспорт города Черкесска

Финансы и бюджет

Финансы и бюджет города ЧеркесскаКак республиканский центр город Черкесск подтверждает свой статус бюджетными показателями. При этом ситуация в области финансов города Черкесска во многом является отражением положения дел в экономике в целом. Черкесск обладает существенным налоговым потенциалом в масштабе республики и в финансовом отношении является самым низкодотационным муниципальным образованием республики. Предприятиями и организациями города в 2015 году во все уровни бюджетной системы перечислено 4,2 млрд. рублей. Из них 19,0% поступило в бюджет города, 47% - республиканский бюджет, 34% - в федеральный.

По уровню бюджетной обеспеченности город Черкесск занимает лидирующие позиции среди других муниципальных образований республики. По объему налоговых и неналоговых доходов в расчете на душу населения (в 2015 году – 7,85 тыс. рублей на 1 жителя).

Доходы бюджета города Черкесска формируются за счет доходов от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и неналоговых доходов, в соответствии с нормативами отчислений, установленными федеральным законодательством и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.

Показатели бюджета муниципального образования города Черкесска за последние 4 года характеризуются следующими основными параметрами:

Наименование показателя

2011г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Доходы бюджета ( млн.руб.)

1613,1

2026,5

2207,8

2119,6

2438,5

из них, собственные доходы (млн.руб.)

1105,1

1352,0

1484,3

1086,5

1334,4

Налоговые и неналоговые доходы бюджета (млн.руб.)

955,5

943,9

1135,0

907,1

967,4

Доля налоговых и неналоговых поступлений в собственных доходах бюджета (%)

86,5

69,8

76,5

83,5

72,5

Расходы бюджета (млн.руб.)

1721,1

2054,2

2083,6

2210,6

2426,1

 

В структуре доходной части бюджета города Черкесска удельный вес безвозмездных поступлений в 2015 году составил 60,3 % общего объема бюджетных доходов:

Показатели

2011г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Налоговые доходы

52,9

41,5

46,2

36,8

33,6

Неналоговые доходы

6,3

5,1

5,2

6,0

6,1

Безвозмездные поступления

40,8

53,4

48,6

57,2*

60,3*

в т.ч., субвенции из бюджета субъекта РФ муниципальному образованию

31,5

33,3

32,8

48,7

45,3

Всего доходов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

*Увеличение доли безвозмездных поступлений обусловлено в основном за счет передачи из республиканского бюджета бюджету города Черкесска полномочий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях

 

Межбюджетные трансферты составляют сумму исполнения переданных полномочий и участия в реализации федеральных и республиканских программ.

Столь значительная доля безвозмездных поступлений в определенной степени обусловлена жестко централизованной моделью бюджетной системы России, предусматривающей встречные потоки бюджетных средств на различных уровнях управления.

В разрезе отдельных видов налоговых сборов наиболее значимую долю в 2015 году составляет налог на доходы физических лиц – 47,4 % (налог на имущество – 27,6 %, единый налог на вмененный доход – 6,8%).

Показатели

2011г.

2012 г.

2013 г.

2014г.

2015 г.

Налоговые и неналоговые доходы

955,5

943,9

1135,0

907,1

967,4

Доходы

1613,1

2026,5

2207,8

2119,6

2438,5

Расходы

1721,1

2054,2

2083,6

2210,6

2426,1

(+) профицит, (-) дефицит

-108,0

-27,7

+124,2

-91,0

+12,4

То же, в % к налоговым и неналоговым доходам

11,3

2,9

10,9

10,0

1,3

 

Для расходной части бюджета города Черкесска характерны следующие основные объемные, структурные и динамические параметры:

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Всего расходы, млн. рублей

1721,1

2054,2

2083,6

2210,6

2426,0

Темп роста расходов бюджета, % к предыдущему году

103,7

119,3

101,4

106,1

109,7

Темп роста расходов бюджета, % к 2012 году

100,0

119,4

121,4

128,4

141,0

Индекс инфляции, %

105,1

106,2

107,4

110,4

114,9

Темп роста реальных расходов бюджета, % к предыдущему году

98,7

112,4

94,4

99,0

95,5

Темп роста реальных расходов бюджета, % к 2012 году

100,0

112,4

106,1

122,2

100,3

 

Расходная часть бюджета города Черкесска в 2015 г. составила 2426,0 млн.рублей при объеме доходной части в 2438,5 млн.рублей. Реальный рост расходов в 2012–2015 гг. составил 371,8% против 118,1% в номинальном исчислении.

Показатели

2011г.

2012г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Общегосударственные вопросы

4,2

3,6

4,0

5,4

4,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1,2

0,4

0,5

0,3

0,5

Национальная экономика

2,7

21,1

18,7

14,0

17,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

29,0

11,6

9,0

10,0

9,3

Образование

32,3

32,6

39,6

40,3

38,9

Культура

1,7

4,7

4,5

3,8

2,9

Здравоохранение

7,8

7,3

2,7

2,9

2,1

Социальная политика

20,7

18,2

19,9

22,6

23,0

Физическая культура и спорт

0

0,1

0,8

0,5

0,4

Средства массовой информации

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Обслуживание государственного и муниципального долга

0,2

0,2

0,1

0

0

Итого расходов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Функциональная структура расходной части бюджета города Черкесска в 2011–2015 гг. характеризуется определенной стабильностью. В качестве приоритетов расходования бюджетных средств устойчиво поддерживаются:

- образование – более 1/3 расходной части бюджета города;

- социальная политика – в среднем за период на уровне около 23%;

- по национальной экономике и жилищно-коммунальному хозяйству снижение по годам с 21,1% в 2012 году до 17,8% к 2015 году и жилищно-коммунальному хозяйству снижение по годам с 11,6% в 2012 году до 9,3% к 2015 году (в сопоставимой структуре анализируются оба направления в совокупности с учетом, произошедших в бюджетной классификации изменений).

Преемственность социальной направленности бюджетных расходов, составляющих к 2015 году 67,3% от общего объема расходной части бюджета города Черкесска, сохранена. Вне зависимости от экономической ситуации объемные и динамические параметры финансового обеспечения социально-культурной сферы, а также суммарная доля направляемых в эти отрасли бюджетных средств даже в сопоставимой оценке имеет некоторую тенденцию к росту (с62,9% в 2012г. до 67,3% в 2015г.).

Проводимая долговая политика ориентируется на поддержание статуса города Черкесска как надежного заемщика, в полном объеме и своевременно выполняющего свои долговые обязательства. Предельный объем муниципального долга города Черкесска на 2015 год остался на прежнем уровне 77,4 млн. рублей. Это довольно низкий показатель относительно собственных доходов местного бюджета -0,08% и находится на экономически безопасном уровне.

В целом, бюджетная политика в городе Черкесске вне зависимости от внешних условий характеризуется определенной стабильностью. Расходные параметры бюджета города Черкесска на протяжении всего анализируемого периода в большей степени соответствуют антикризисным требованиям, предполагающим проведение ответственной и консервативной бюджетной политики, ограничение принятия новых расходных обязательств и обеспечение их жесткой взаимосвязи с реальными возможностями бюджета. Стабилизация экономической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике и в городе Черкесске в перспективе может являться основанием для последующей корректировки объемов, динамики и структуры расходных обязательств города.

В качестве причин роста расходной части бюджета можно выделить, с одной стороны, ежегодное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и, соответственно, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, рост тарифов на оплату коммунальных услуг, услуг связи и инфляционных процессов на иные услуги, а с другой стороны, учитывая степень износа, - необходимость обновления и укрепления материально-технической базы муниципальных учреждений и инвестирования средств в социальные объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта.

TebeD!n! DES!GN