Карачаево-Черкесская транспортная прокуратура продолжает вести активную надзорную деятельность, охватывающую широкий спектр вопросов в сфере транспортной безопасности, соблюдения прав пассажиров и законности в области эксплуатации железнодорожной и воздушной инфраструктуры.
Так, в 2024 г. в рамках надзорной деятельности были выявлены значительные нарушения законодательства, их общее число превысило 420 случаев. В целях их устранения внесено 80 представлений, в суды направлено 16 заявлений, опротестовано 24 незаконных правовых акта. По мерам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 58 лиц, к административной - 40, о недопустимости нарушений закона предостережено 2 руководителя организаций. По постановлениям прокурора, вынесенным в порядке п . 2 ч . 2 ст. 37 УПК РФ , по результатам проведенных прокурорских проверок возбуждено 7 уголовных дел.
На особом контроле прокуратуры, как и в предыдущие годы, находились вопросы обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов железнодорожного и воздушного транспорта, соблюдения прав пассажиров, в том числе при оказании авиационных услуг, а также исполнения требований законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Прокуратурой в названной сфере выявлено более 360 нарушений закона, для их устранения внесено 74 представления, в суды направлено 9 заявлений. По инициативе прокурора к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 92 лица.
По результатам надзорных проверок прокуратурой приняты меры к обеспечению владельцами инфраструктуры требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности в части категорирования участков железнодорожных путей необщего пользования, на которых осуществляется погрузка (выгрузка) грузов повышенной опасности.
В 2024 году в зоне оперативной ответственности зарегистрировано 51 преступление, что свидетельствует о росте преступности на 2 %. Общая раскрываемость преступлений сократилась со 73.2 до 59.5 %, количество поставленных на учет тяжких и особо тяжких преступлений увеличилось на 5 %, с 17 до 18, их раскрываемость составила 22 %.
Как и в аналогичном периоде прошлого года преобладают преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, а также связанные с хищением чужого имущества.
При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов расследования Карачаево-Черкесской транспортной прокуратурой выявлено 340 нарушений закона, допущенных следователями и дознавателями, в том числе 105 при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
В целях устранения нарушений закона руководителям Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте, Минераловодского СОТ Западного МСУТ Следственного комитета России внесено 25 представлений и информации, 20 требований, которые рассмотрены, нарушения закона устранены. По мерам прокурорского реагирования к ответственности привлечено 33 должностных лица.
Под председательством Карачаево-Черкесского транспортного прокурора, с участием руководителей Минераловодского СОТ ЗМСУТ СК России, Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте, Минераловодской таможни, ЛОП на ст. Невинномысская, Карачаево-Черкесского таможенного поста проведено 2 координационных и 5 межведомственных совещаний по актуальным вопросам борьбы с преступностью, в том числе в сфере незаконного оборота оружия, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, преступлений экономической направленности, в сфере хищения грузов на железнодорожном транспорте, борьбы с коррупцией, раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений прошлых лет.
Принятые решения и последующие меры прокурорского реагирования были направлены на защиту прав граждан на объектах транспорта и в таможенной сфере, конституционных прав в уголовном судопроизводстве, на обеспечение неукоснительного исполнения законов, в первую очередь - о транспортной безопасности, противодействии коррупции, что способствовало укреплению законности и правопорядка на объектах железнодорожного и воздушного транспорта несмотря на происходящие изменения криминогенной ситуации.