Исторический состав на перроне железнодорожного вокзала столицы Карачаево-Черкесии встречало более 2 тысяч человек. В их числе - премьер-министр КЧР Аслан Озов, председатель Народного Собрания (Парламента) республики Александр Иванов, мэр Черкесска Руслан Тамбиев, ветераны Великой Отечественной войны, члены городского Совета ветеранов, представители различных министерств и ведомств, учащиеся общеобразовательных учреждений, воспитанники Центра военно-патриотического воспитания молодежи, жители и гости города.
Поезд «Победа» в 2017 году отправился в путь в седьмой раз. В предыдущие годы он уже побывал на станциях Ростовского, Краснодарского и Минераловодского регионов Северо-Кавказской магистрали, а также на ряде станций Приволжской дороги. За это время исторический состав прошел более 13 тыс. км. В этом году его маршрут впервые был проложен через крупные станции СКФО.
С 6 апреля ретро-состав уже побывал на станциях Махачкала, Грозный, Прохладная, Владикавказ, Нальчик, Назрань, Пятигорск. Черкесск стал завершающей точкой маршрута «Победы». Акция организована по инициативе и при поддержке ОАО «Российские железные дороги».
От имени Главы КЧР собравшихся поприветствовал председатель Правительства республики Аслан Озов, отметив что ретро-поезд «Победа» впервые прибыл в Карачаево-Черкесию именно в год ее 25-летнего юбилея и 85-летия образования КЧАО.
«Из 46 тысяч сыновей и дочерей Карачаево-Черкесии, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны и с достоинством переносивших тяжелейшие испытания суровых сороковых, каждый второй не вернулся с полей сражений. Я уверен, что все народы Карачаево-Черкесии хранят светлую и благодарную память об участии наших земляков в великой битве с фашизмом, их вкладе в нашу общую, одну на всех, Великую Победу.
А прибытие ретро-поезда в столицу нашего региона будет вдохновлять нашу молодежь к изучению, сохранению и развитию славной истории нашей Великой Родины», - отметил Аслан Озов и поблагодарил организаторов патриотической акции ОАО «Российские железные дороги», СК РЖД - железные за огромный вклад в сохранение памяти о величайшем подвиге народа, а ветеранов и тружеников тыла - за их мужество, отвагу и самоотверженный труд.
Заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» Сергей Дмитриев отметил высокую роль подобных акций в деле патриотического воспитания молодежи и сохранения памяти.
«Прибытие поезда «Победа» - это обращение к молодым, к тем, кто должен хранить память о Великой Победе, передавать гордость за свою страну от поколения к поклонению.
В 1942 году развернулась жестокая битва за Кавказ. Фашисты рвались к каспийской нефти, наступали на Южном фронте. Имели девятикратное преимущество в танках и самолетах, двукратное в артиллерии, пятикратное в личном составе. Развернулись жестокие бои на перевалах Карачаево-Черкесии. Карачаево-Черкесия была основным стратегическим направлением для удара фашистских войск. В течение 5 месяцев город Черкесск находился под фашисткой оккупацией и был освобожден воинами Советской Армии и местным населением.
Не умаляя подвигов и значения советского народа, хочу особо выделить вклад в Победу железнодорожников. С первых дней войны стальные магистрали стали на рельсы войны… В сторону фронта непрерывным потоком шли эшелоны с солдатами, военной техникой, боеприпасами. Свою задачу железнодорожники выполнили с честью. Книга памяти магистрали хранит воспоминания воинов-железнодорожников, воевавших в горах КЧР. Воевать в горах очень сложно. На руках поднимали оружие, боеприпасы, снаряжение. Машин не было. Минометы и пулеметы поднимали в горы на руках и занимали оборону прямо в снегу. Немногие вернулись из предгорий Карачаево-Черкесии…»
Своими воспоминаниями о войне поделился ветеран Великой Отечественной Хамит Канаматов. Он рассказал, как его полк встретил известие об окончании войны, и как им пришлось принимать оружие из рук сдавшихся солдат фашистской Германии.
Участники акции почтили минутой молчания погибших фронтовиков и выпустили в небо 200 белых гелиевых шаров.
Далее собравшиеся стали свидетелями театрализованного представления с участием прибывшей вместе с ретро-поездом агитбригады, состоящей из творческих коллективов Дворца культуры железнодорожников на станции Ростов-Главный и Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС). С импровизированной сцены артисты читали стихи и отрывки из фронтовых писем, исполняли песни и танцевальные номера, посвященные теме Великой Отечественной войны.
Концерт продолжился выступлением творческих коллективов города Черкесска.
Также все желающие смогли отведать солдатской каши, специально приготовленной по случаю прибытия поезда «Победа», и совершить экскурсию по музейной части подвижного состава.
Он сформирован из исторического подвижного состава времен Великой Отечественной войны. В частности, паровоз Эр739-99 был построен в 1935 году на Брянском паровозостроительном заводе. С 1941 года был в составе спецформирований НКПС СССР, в колонне паровозов особого резерва № 38, которая обслуживала прифронтовые участки в районе Сталинграда. В послевоенные годы этот паровоз продолжил свою службу на Приволжской дороге. В 2011 году был передан в Музей истории СКЖД.
Паровоз Л-0073 построен в 1947 году и имел обозначение серии «П» - Победа. Впоследствии он был переименован в серию «Л» по фамилии главного конструктора Коломенского завода, разработчика этого паровоза – Л. Лебедянского. Внешнее оформление паровоза Л-0073 соответствует его первоначальному облику первых послевоенных лет эксплуатации.
Также в составе прибывшей музейной техники - крытые товарные вагоны-теплушки для перевозки солдат на фронт, платформы для перевозки военной техники и салон-вагон.