Проект «Я сдам ЕГЭ»: результаты, проблемы, перспективы
Все мы прекрасно знаем, что цель проекта «Я сдам ЕГЭ» - обеспечить качественную подготовку школьников к ЕГЭ по трем предметам: русскому языку, математике и обществознанию, также он должен был направляться на повышение квалификации учителей. Благодаря этому проекту весь учебный год ученики 11 классов и учителя КЧР готовились к ЕГЭ , осваивая дорожную карту проекта «Я сдам ЕГЭ» по русскому языку, математике и обществознанию.
Положительные моменты этого проекта для учителей заключаются прежде всего в возможности систематизировать работу молодых специалистов, учителей с малым опытом работы в старших классах. В методических пособиях для учителей приведены календарные планирования работы на учебный год, анализ типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет, дана краткая характеристика экзаменационных работ, методические рекомендации по разным аспектам преподавания курса и поурочные рекомендации. Учащимся была представлена рабочая тетрадь, содержащая задание, аналогичные содержанию КИМОВ. В рабочих тетрадях сделан акцент на эффективную организацию подготовки учащихся 10-11 классов к выполнению заданий базового уровня. Они нацелены на снятие рисков, связанных с преодолением минимального количества баллов, необходимого для получения аттестата о среднем общем образования и поступления в вузы.
Но здесь я бы хотела сделать акцент на тот момент, что пособия этого проекта в основном рассчитаны на слабоуспешного ученика, которые слабо разбираются в отдельных вопросах спецификации. А вот сильным ученикам этот разбор часто не интересен. Им нужны задания поинтереснее. Поэтому опытные учителя применяют дифференцированный подход на уроках к разной категории учащихся, используя данные пособия для более слабых учащихся. Но в целом проект правильно задуман.
Если в предыдущие годы мы проводили ту же подготовительную работу к ЕГЭ в рамках внутришкольного контроля, то теперь это проводится на более строгом уровне, городском, потом на региональном. Это мобилизует и учащихся, и педагогов работать в жестких рамках экзамена. За четыре этапа диагностики дети не только познакомились с демоверсиями , но научились заполнять бланки, правильно вести себя на экзаменах. Будучи председателем городской предметной комиссии по проверке русского языка, я видела все недостатки наших учащихся при заполнении бланков: заполнение синими ручками, бледными шариковыми черными ручками, неправильное заполнение цифр, прописные буквы при заполнении бланков. Все эти замечания мы обсуждали с вами, уважаемые руководители учебных заведений, на совещаниях директоров. Уже с сентября после проведения первого совещания по этому проекту в г.Нальчике в основном все мы начали понимать всю серьезность момента. Помните обращение Музаева к руководителям образовательных учреждений, когда он объяснил всю важность этого проекта: выявить малоуспешных учащихся, все слабые стороны ЕГЭ, ознакомить с ними родителей, объяснить, к чему готовить учащихся, помочь сделать правильный выбор предметов. Ведь, практика показывает, что плохо сдают экзамены те ученики, которые не готовы к выбору. Помните, результаты сентябрьского среза: кто-то в школах подошел к этому вопросу несерьезно, постарались не травмировать детей, позволили создать щадящий режим - получили хорошие результаты на первых срезах, потом пожалели. Но сегодня, глядя на результаты итогов ЕГЭ по городу, можно смело говорить: проект принес результаты:
Анализ диагностических работ по русскому языку и результатов ЕГЭ в разрезе общеобразовательных учреждений
№п/п |
Код школы |
Название школы |
ВТГ |
Средний балл |
Средний балл по результатам ЕГЭ |
1 |
10002 |
МКОУ «СОШ №2» г. Черкесска |
18 |
29,83 |
55,7 |
2 |
10003 |
МКОУ "СОШ №3" г. Черкесска |
18 |
30,44 |
58,5 |
3 |
10005 |
МКОУ "Гимназия №5" г. Черкесска |
56 |
36,12 |
62,56 |
4 |
10006 |
МКОУ "СОШ №6" г. Черкесска |
27 |
38,59 |
65,25 |
5 |
10008 |
МКОУ "СОШ №8" г. Черкесска |
36 |
28,97 |
56,9 |
6 |
10009 |
МКОУ "Гимназия №9" г. Черкесска |
38 |
40,16 |
69,78 |
7 |
10010 |
МКОУ "СОШ №10" г. Черкесска |
18 |
29,2 |
57,8 |
8 |
10011 |
МБОУ "Центр образования № 11" |
18 |
38,31 |
66,06 |
9 |
10013 |
МКОУ "Гимназия №13" г. Черкесска |
29 |
35,74 |
65,07 |
10 |
10015 |
МКОУ "Лицей №15" г. Черкесска |
8 |
39,75 |
69 |
11 |
10016 |
МБОУ "Гимназия №16-детский сад" г. Черкесска |
48 |
32,5 |
59,35 |
12 |
10017 |
МКОУ "Гимназия №17" г. Черкесска |
69 |
38,07 |
64,46 |
13 |
10018 |
МКОУ "СОШ № 18" г. Черкесска |
18 |
26,07 |
53,4 |
14 |
10019 |
МКОУ "ОСОШ" г. Черкесска |
151 |
23,19 |
49,38 |
Анализ диагностических работ по математике (базовый уровень) и результатов ЕГЭ в разрезе общеобразовательных учреждений
№п/п |
Код школы |
Название школы |
ВТГ |
Средний балл |
Средний балл по результатам ЕГЭ |
1 |
10002 |
МКОУ «СОШ №2» г. Черкесска |
18 |
11,39 |
3,7 |
2 |
10003 |
МКОУ "СОШ №3" г. Черкесска |
18 |
10 |
3,7 |
3 |
10005 |
МКОУ "Гимназия №5" г. Черкесска |
56 |
15 |
4,2 |
4 |
10006 |
МКОУ "СОШ №6" г. Черкесска |
27 |
15,44 |
4,68 |
5 |
10008 |
МКОУ "СОШ №8" г. Черкесска |
36 |
11,63 |
3,81 |
6 |
10009 |
МКОУ "Гимназия №9" г. Черкесска |
38 |
16,81 |
4,5 |
7 |
10010 |
МКОУ "СОШ №10" г. Черкесска |
18 |
11 |
3,64 |
8 |
10011 |
МБОУ "Центр образования № 11" |
18 |
16,06 |
4,4 |
9 |
10013 |
МКОУ "Гимназия №13" г. Черкесска |
29 |
12,56 |
4,2 |
10 |
10015 |
МКОУ "Лицей №15" г. Черкесска |
8 |
14,38 |
4,6 |
11 |
10016 |
МБОУ "Гимназия №16-детский сад" г. Черкесска |
48 |
14,16 |
4,1 |
12 |
10017 |
МКОУ "Гимназия №17" г. Черкесска |
69 |
15,59 |
4,37 |
13 |
10018 |
МКОУ "СОШ № 18" г. Черкесска |
18 |
9,21 |
3,86 |
14 |
10019 |
МКОУ "ОСОШ" г. Черкесска |
151 |
9,48 |
3,5 |
Анализ диагностических работ по математике (профильный уровень) и результатов ЕГЭ в разрезе общеобразовательных учреждений
№п/п |
Код школы |
Название школы |
ВТГ |
Средний балл |
Средний балл по результатам ЕГЭ |
1 |
10002 |
МКОУ «СОШ №2» г. Черкесска |
18 |
8,5 |
50,4 |
2 |
10003 |
МКОУ "СОШ №3" г. Черкесска |
18 |
8,0 |
51,8 |
3 |
10005 |
МКОУ "Гимназия №5" г. Черкесска |
56 |
10,42 |
54,28 |
4 |
10006 |
МКОУ "СОШ №6" г. Черкесска |
27 |
9,2 |
60,06 |
5 |
10008 |
МКОУ "СОШ №8" г. Черкесска |
36 |
5,05 |
49,8 |
6 |
10009 |
МКОУ "Гимназия №9" г. Черкесска |
38 |
11,29 |
66,04 |
7 |
10010 |
МКОУ "СОШ №10" г. Черкесска |
18 |
10,57 |
40,46 |
8 |
10011 |
МБОУ "Центр образования № 11" |
18 |
9,7 |
59,66 |
9 |
10013 |
МКОУ "Гимназия №13" г. Черкесска |
29 |
5,71 |
53,75 |
10 |
10015 |
МКОУ "Лицей №15" г. Черкесска |
8 |
8,33 |
55,8 |
11 |
10016 |
МБОУ "Гимназия №16-детский сад" г. Черкесска |
48 |
9,15 |
54,22 |
12 |
10017 |
МКОУ "Гимназия №17" г. Черкесска |
69 |
9,7 |
63,45 |
13 |
10018 |
МКОУ "СОШ № 18" г. Черкесска |
18 |
5 |
45,14 |
14 |
10019 |
МКОУ "ОСОШ" г. Черкесска |
151 |
7,06 |
41,2 |
И по нашей гимназии я могу сказать - эта динамика наблюдается. Несмотря на то, что у нас в этом году были незвездные классы, в основном результаты среднестатистические по городу, но по крайней мере, наши дети все сдали основные экзамены.
В итоге я могу говорить о своей гимназии. Посмотрите на динамику сдачи срезов: вот на начало года, когда 11-классники только пришли после каникул- русский язык средний балл-22,1,2-й срез (в ноябре)- 22,2, только начинается реализация проекта, результаты показывает 3 этап-25,4- все эти результаты идут без задания С. И вот уже на 4этапе-36,12, хотя задание С появилось, но не все ученики взялись за него, думали не нужно выполнять и наконец – экзамен - средний балл -62,5.
Наши выпускники смогли улучшить результаты ЕГЭ по сравнению с предыдущим годом, о чем свидетельствует выросший средний балл по русскому языку, в прошлом году он был-60,2, в этом году 62,5; по математике- (Б)-4,2 (14,4), математике (П)-было 46,2, в этом году-54б, обществознание –было 55,9, стало 60. Показатель количества выпускников, не преодолевших минимальный порог, который оказался значительно ниже. Если в прошлом году у нас 2 человека получили «2» на основных предметах и пересдавали в сентябре, то в этом году таких учащихся у нас нет. Есть только один, который был удален с экзамена за нарушение. Уменьшилось и количество учащихся, не сдавших обществознание Я согласна с авторами этого проекта, в частности, с мнением главного редактора издательства «Просвещение» Ольгой Котляр, что эта работа дала положительные результаты, создала фундамент для повышения качества образовательного процесса в дальнейшем.
Благодаря реализации проекта в республике в 2016 учебном году у школьников появилось больше возможностей идти по намеченному пути знаний и поступать в выбранные вузы. Поэтому я считаю, что технология помощи слабым школам, нуждающимся в поддержке, оказалась эффективной. Положительной оказалась и работа с родителями: после каждого этапа проводились родительские собрания, на которых проводился анализ работ, знакомство с самими работами учащихся, они получали рекомендации по ликвидации ошибок и пробелов в знаниях.
Мариям Курмансеитова - Заместитель директора гимназии №5