Использование результатов единого государственного экзамена в повышении профессиональной компетентности учителя и качества образования
В течение 2015-2016 учебного года в школе велась целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка участников педагогического процесса к ЕГЭ. В соответствии с нормативно-правовыми документами по организации и проведению ЕГЭ был разработан план-график подготовки учащихся к экзамену, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором школы. В соответствии с данным планом директор, заместитель директора по УВР, методические объединения также составили планы работы по подготовке учащихся к Единому экзамену.
В течение 2015-2016 учебного года для учителей-предметников проводились совещания, на которых изучались нормативные документы, Положение о проведении ЕГЭ, методические рекомендации по преподаванию предметов в средней школе с учетом результатов ЕГЭ 2015 года, порядок заполнения бланков ЕГЭ. Анализ результатов экзаменов 2015 года помог скорректировать работу по выявлению наиболее трудных тем для выпускников и построить работу с учетом этих ошибок. Кроме того вопросы подготовки к ЕГЭ в течение года неоднократно выносились на обсуждение методических объединений и педагогического совета школы. Учителя русского языка и математики принимали участие в работе семинаров и вебинаров по подготовке к ЕГЭ.
В начале 2015-2016 учебного года была сформирована база данных по учащимся школы для сдачи ЕГЭ-2016, которая обновлялась в течение года, оформлен информационный стенд, посвященный ЕГЭ, а также информационные уголки в предметных кабинетах. Учителя-предметники уделяли большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, элективных курсах, дополнительных и индивидуальных занятиях. В течение года в рамках проекта «Я сдам ЕГЭ» проводились пробные экзамены по русскому языку, математике и обществознанию в форме и по материалам ЕГЭ в 4 этапа. До сведения учащихся и родителей своевременно доводились результаты всех диагностических работ «Я сдам ЕГЭ». Учителя-предметники систематически проводили анализ работ с целью выявления причин неудач учащихся и устранения пробелов в знаниях, на протяжении года проводились корректировки работы планов мероприятий по подготовке к ЕГЭ. Результаты диагностических работ улучшались от этапа к этапу.
Анализ диагностических работ по итогам I-IV диагностик по предметам:
№пп |
Предмет |
Средний балл |
Средний балл |
Средний балл |
Средний балл |
1 |
Русский язык |
20,3 |
22,4 |
28,19 |
38,31 |
2 |
Математика(Б) |
14,2 |
15,41 |
18,13 |
16,06 |
3 |
Математика(П) |
8,2 |
7,11 |
9,4 |
9,7 |
4 |
Обществознание |
16,8 |
19,85 |
29,08 |
32,9 |
В течение года осуществлялось постоянное информирование учащихся 11 класса и их родителей по вопросам подготовки к ЕГЭ: проведен ряд ученических и родительских собраний, где рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения ЕГЭ, показаны презентации, рекомендованные Министерством образования, подробно изучены инструкции для участников ЕГЭ.
Вопрос подготовки к ЕГЭ в течение года находился на внутришкольном контроле. Просматривалась работа с бланками, КИМами, посещаемость занятий учащимися, наличие информационных уголков в классах, организация подготовки к ЕГЭ на уроках и индивидуальных занятиях. Анализ результатов пробных ЕГЭ позволил провести корректировку в работе по подготовке к ЕГЭ.
Государственная (итоговая) аттестация для выпускников 11-ого класса проводилась в формате ЕГЭ. Обучающиеся сдавали два обязательных экзамена: русский язык и математику. Количество остальных предметов выпускники выбирали самостоятельно в соответствии со своими приоритетами, что связано со стремлением выпускников расширить спектр возможностей при выборе высшего учебного заведения для продолжения обучения.
Результаты ЕГЭ по 11 классу 2016 года выпуска
Несколько лет подряд элективные курсы в 10-11 классах отводятся на практикумы по обязательным предметам и наиболее востребованным предметам, таким, как обществознание и история. Анализ результатов ЕГЭ показывает, что средний балл повысился по этим предметам. Это видно по таблице.
Результаты ЕГЭ (средний балл) в сравнении за 2 года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учителем русского языка Дзамиховой З.Н. на основе данных аналитических материалов, краевых диагностических работ и итогов промежуточного контроля, пробного ЕГЭбыл реализован план – график подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ, где предусматривались как дополнительные проработки КИМов на элективном курсе «Практикум. Подготовка к ЕГЭ», так и индивидуальные планы подготовки для сильных и слабых учащихся на дополнительных занятиях. Проводились дополнительные занятия по утверждённому графику во второй половине дня.
Как видно из данных таблицы, результаты ЕГЭ по русскому языку по школе свидетельствуют о росте результатов. Этому предшествовала серьезная подготовка: в течение года проводились и подробно анализировались все работы, отмечались наиболее серьезные пробелы в знаниях. Параллельно велась разъяснительная работа с учащимися и их родителями учителем, классным руководителем, администрацией. Факторы, которые положительно повлияли на результативность ЕГЭ:
- мотивация учащихся, заинтересованность в получении высоких результатов ЕГЭ;
- профессиональные компетенции Дзамиховой З.Н, среди которых выделяются умение учителя анализировать результаты своей работы и корректировать проблемы учащихся на основе прогнозируемых результатов, формируя тем самым индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика.
Организация дополнительных занятий учителем математики Назаровой О.А., обучение «технике сдачи теста» , т.е. обучение строгому самоконтролю времени; умение определять трудность заданий; знакомство с приёмом «прикидки» результата подстановкой; с приёмом «спирального движения по тесту» помогло успешно сдать экзамен по математике базового и профильного уровня.
Анализ результатов ЕГЭ показал, что повышение профессионального мастерства, планомерная подготовка выпускников, разработка элективных курсов, организация дополнительных занятий приводит к успеху учащихся, повышению качества образования. Выпускники успешно выполняют задания не только базового уровня, то есть владеют основными элементами содержания и видами деятельности репродуктивного характера, но и смотивированы на выполнение сложных заданий, заданий повышенного уровня сложности. Более того, учащиеся научены качественно выполнять эти задания.
В целях повышения качества подготовки выпускников рекомендуется:
1.Формировать общеучебные умения учащихся: анализировать сущность предложенного задания, применять теоретические знания в конкретных условиях.
2.Совершенствовать формы и методы формирующего оценивания и промежуточной аттестации учащихся с целью повышения ответственности учащихся за результаты обучения;
3.Вести активную разъяснительную работу с родительской общественностью (начиная с начала 10 класса) о ЕГЭ по выбору, исходя из интересов, возможностей, профессиональной направленности и анализа результатов учебной деятельности ребенка по предмету.
4.Использовать при подготовке к ЕГЭ дидактические материалы, составленные с учётом персональных затруднений учащихся и учитывающие зону ближайшего развития учеников.
Несмотря на противоречивое отношение к ЕГЭ в обществе, следует отметить. что единый государственный экзамен, как заметила министр образования РФ Ольга Васильева, это основа для социального равенства, трамплин для поступления. Это очень важная возможность для одиннадцатиклассника, окончившего школу, как подчеркнула О.Васильева, из любого региона страны поступить в тот или иной вуз, о котором многие десятилетия назад даже трудно было мечтать. Безусловно, эта форма требует совершенствования системы подготовки и сдачи ЕГЭ.
Елена Ляшова - Директор центра образования №11