Инклюзивное образование детей с ОВЗ в ДОУ города Черкесска.
Проблемы специального дошкольного образования сегодня являются одним из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет. Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. В городе Черкесске созданы необходимые условия организации коррекционной работы и инклюзивного образования. Квалифицированную коррекционную помощь в дошкольных учреждениях города получает 454 ребенка. В 9 компенсирующих группах города, коррекционную помощь получают 115 детей. Из них в МКДОУ № 34 с нарушениями зрения- 32 ребенка, в МКДОУ № 37 с задержкой психического развития – 15 детей, в МКДОУ № 6,8,11,29 детей с тяжелыми нарушениями речи – 68, и в МКДОУ № 11с нарушениями слуха с – 5 детей. Для обеспечения индивидуализированного и системного подхода к коррекции речевых нарушений на базе всех оставшихся дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида функционируют логопедические пункты. Охват, в которых составляет- 325 детей. Образование таких детей предусматривает создание для них специально коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Система дошкольного образования города Черкесска уделяет большое внимание детям специализированных групп. В детских садах комбинированного вида, создана коррекционно-образовательная пространство для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностям: групповая комната, кабинет психолога, кабинет учителя логопеда, музыкальный и физкультурный зал. В ДОУ № 37,34,11,6,8,29,27 имеются комнаты психологической разгрузки, сенсорные комнаты - в ДОУ № 26,35,7,10,21. В каждой группе компенсирующей направленности создана предметно-развивающая среда, которая обеспечивает свободный выбор детьми игрового материала и периодическую сменяемость. Большое внимание уделяется развитию мелкой и крупной моторики, имеется разнообразный дидактический материал для организации самостоятельной деятельности.
Одним из путей организации реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ является инклюзивное дошкольное образование, которое основывается на совместном пребывании в детском саду здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так, с 2012, года на базе МКДОУ №11 «Красная шапочка» действует экспериментальная площадка по теме «Индивидуализация коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями слуха в условиях интегрированного (совместно со слышащими детьми) воспитания и обучения». Основная задача системы специального образования - «Поиск новых оптимальных путей реабилитации детей после кохлеарной имплантации (КИ)», социализация детей с нарушением слуха в общество слышащих и говорящих. В реализации инклюзивного образования предоставлена возможность всем детям группы в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада. Все это положительно влияет на слухоречевое развитие имплантированных дошкольников. У этих детей в течении всего периода посещения детского сада обогащение активного словаря, развивается речевая коммуникация, появляется опыт непосредственного общения и дальнейшей социализации. У имплантированных детей в ходе коллективной речевой деятельности появляется речевая активность. А дополнительная коррекционная помощь, которая осуществляется специалистами: педагогом психологом, учителем- логопедом, дефектологом, дает положительные результаты в речевом развитии каждого ребенка.
В МБДОУ № 17 «Мамонтенок» с октября 2014года осуществляется инклюзивное образование для детей с ДЦП. Для реализации инклюзивного образования. В ДОУ функционирует кабинет массажиста, плавательный бассейн и созданы необходимые условия в спортивно-тренажерном зале для проведения занятий ЛФК, созданы психолого- медико- педагогические консилиумы, в которые входят медики и педагоги: педагог- психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре. в МБДОУ № 17- инструктор по плаванию, которые отслеживают промежуточные и итоговые результаты развития детей с ОВЗ.
В МКДОУ №11 и в МБДОУ №17 разработаны индивидуальные маршруты на каждого воспитанника с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывался с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В детских садах № 11 и № 17 разработаны инновационные проекты: «Создание предметно-развивающей среды в соответствие с требованиями ФГОС ДО» и «Внедрению модели инклюзивного образования».
Разработана «Дорожная карта» по организации инклюзивного образования для детей – инвалидов и детей с ОВЗ, «Адаптивные программы для детей с ОВЗ», планы мероприятий по обеспечению ФГОС ДО воспитанников с ОВЗ.
Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить, что актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Людмила Ерёмина - Заведующая детским садом №11 «Красная шапочка»